Фонокорректор Gold Note PH-1000 Line - измерения

  Как это все чаще случается с фонокорректорами высокого класса, Gold Note PH-1000 - сложный продукт. Он имеет балансный и небалансный входы для подключения тонармов, а также линейные входы для подключения аналоговой аппаратуры. У него есть балансные и небалансные выходы и выходы для наушников, причем можно выбрать либо выход фонокорректора (Stage), либо выход предусилителя с регулятором громкости (Preamp). (Каждый фононный вход может быть настроен на MC или MM, а усиление регулируется от -9 дБ до +9 дБ с шагом 3 дБ относительно стандартного значения 0 дБ. Есть несколько вариантов входного импеданса и регулируемая входная емкость для режимов MC и MM.

  Я провел полный набор измерений с моей системой Audio Precision SYS2722, используя один из небалансных RCA фоно входов и оба небалансных RCA и балансных XLR выхода фонокорректора, затем повторил некоторые тесты с включенным в схему предусилителем. Большинство измерений проводилось с входом, установленным на MM, усилением, установленным на центральный, 0 дБ уровень, и входной емкостью, установленной на 100 пФ. Самый низкий уровень шума был получен при плавающей земле генератора сигналов Audio Precision и отдельном проводе заземления, идущем от клеммы заземления входа PH-1000 к шасси анализатора. Я повторил несколько тестов с входом, установленным в режим MC, и с балансными фоно и линейным входами.

 

  Все входы и выходы PH-1000 сохраняли абсолютную полярность в режимах MM и MC как на небалансных, так и на балансных выходах. В режиме MM с импедансом, установленным на 47 кОм, я измерил 44 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц как для балансного, так и для небалансного входов, с понижением до 20 кОм на частоте 20 кГц. В режиме MC односторонний входной импеданс с регулятором, установленным на "1000", составил 1021 Ом на 20 Гц, 998 Ом на 1 кГц и 992 Ом на 20 кГц. При установке регулятора в положение "100" импеданс составлял 104 Ом при 20 Гц, 102 Ом при 1 кГц и 106 Ом при 20 кГц. При установке регулятора в положение "10" импеданс варьировался от 13 Ом на 20 Гц до 11,6 Ом на 1 кГц и 20 кГц. Балансный фоно вход поддерживал только режим MC. Его входной импеданс по умолчанию равен 470 Ом, а максимальное значение составляет 4700 Ом. Измеренные сопротивления были близки к значениям у небалансных входов, за исключением 4700 Ом, где я измерил 2400 Ом (1200 Ом на фазу).

   Выходной импеданс PH-1000 указан как 100 Ом небалансный и 150 Ом балансный. Мои измерения показали балансный выходной импеданс как 248 Ом в режимах Stage и Preamp в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Несимметричный выходной импеданс в обоих режимах составил 103 Ом на частотах 1 кГц и 20 кГц и 208 Ом на частоте 20 Гц. Выходной импеданс наушников составил 40 Ом при 20 Гц, 3,4 Ом при 1 кГц и 20 кГц.
 

  Коэффициент усиления по напряжению указан как 40-65 дБ, в зависимости от режима. В режиме MM, когда выход установлен на Stage, измеренное усиление составило 42,2 дБ как на балансном, так и на небалансном выходах при усилении -9 дБ, 51,2 дБ при усилении 0 дБ и 60,2 дБ при усилении +9 дБ. Коэффициент усиления в режиме MC, установленный на 0 дБ, составил 65,4 дБ как для небалансного, так и для балансного входов. Переключение в режим предусилителя с настройкой "Low" уменьшило максимальное усиление на 6 дБ. При настройке предусилителя "Hi" максимальное усиление было на 8 дБ выше, чем в режиме Stage.

  Коррекция RIAA была превосходно точной, с отличным согласованием каналов (рис. 1, синяя и красная трассы), с откатом на ультразвуковых частотах, достигая -3 дБ на 41 кГц. При включенном дозвуковом фильтре (рокотфильтр) отклик резко снижается ниже 35 Гц, достигая -3 дБ на 19 Гц (голубая и пурпурная трассы). Включение режима Enhanced увеличило уровень средних частот на 0,7 дБ (зеленая и серая трассы) и повысило выходной сигнал выше 10 кГц на максимальные +6 дБ между 40 кГц и 50 кГц. Похоже, что это реализует так называемую модификацию 4-го полюса Неймана оригинальной кривой RIAA.

Отклик фонокоррекора - измерения.

Рис.1 Gold Note PH-1000, MM, режим Stage, отклик с коррекцией RIAA на 100 кОм (левый канал синий, правый красный), с дозвуковым фильтром (рокотфильтр) (левый голубой, правый пурпурный) и в режиме Enhanced (левый зеленый, правый серый) (1 дБ/вертикальный див.).

  По сравнению с RIAA (рис. 2, красные следы), различные варианты эквализации предлагают широкий диапазон измененных откликов (синие и зеленые следы). Наиболее экстремальным из них является "Telefunken", пик которого составляет 15 дБ на 11 кГц по сравнению с RIAA, "Columbia", который составляет -8 дБ на 10 Гц и -3 дБ на 20 кГц, и "Old RCA", который составляет +6 дБ на 10 Гц и -2,5 кГц на 1 кГц.

Различные кривые эквализации фонокорректора записей виниловой пластинки.

Рис.2 Gold Note PH-1000, MM, режим Stage, отклик с коррекцией RIAA на 100 кОм (левый канал серый, правый красный) и с 8 из 18 альтернативных настроек эквалайзера (левый зеленый, правый синий) (2,5 дБ/вертикальный див.).

  Разделение каналов было превосходным - около 90 дБ в обоих направлениях во всем аудиодиапазоне. Спектральный анализ низкочастотного шумового дна Gold Note в режиме MM с коэффициентом усиления 0 дБ (рис. 3) показал, что уровень случайных шумовых составляющих и наводок, связанных с питанием, был очень низким. Невзвешенное широкополосное отношение сигнал/шум PH-1000, измеренное в режиме MM с небалансным входом, закороченным на землю, и коэффициентом усиления 0 дБ, составило превосходные 83,8 дБ в обоих каналах, относящихся к входному сигналу 1 кГц при 5 мВ. Ограничение полосы измерения до 22Гц-22кГц увеличило соотношение до 87,2 дБ, а включение в схему А-взвешивающего фильтра дало дальнейшее увеличение до поразительных 91,6 дБ. Увеличение усиления на 6 дБ уменьшило отношение сигнал/шум на те же 6 дБ, а уменьшение усиления на 6 дБ увеличило отношение на 3-5 дБ. В режиме MC с коэффициентом усиления 0 дБ соотношение S/N было ниже, но все еще хорошим: 67,9 дБ (невзвешенный, широкополосный), 70,5 дБ (22Гц-22кГц) и 74,9 дБ (А-взвешенный), все эти показатели относились к входному сигналу 1 кГц при 500 мкВ.

Измерения шума фонокорректора Gold Note PH-1000

Рис.3 Gold Note PH-1000, MM, коэффициент усиления 0 дБ, режим Stage, спектр синусоиды 1 кГц, DC-1 кГц, для входа 5 мВ (левый канал синий, правый красный; линейная шкала частот).

  На величину перегрузки Gold Note повлияла настройка усиления. В режиме MM с усилением, установленным на 0 дБ, пер. 1 кГц при 5 мВ составляла 15,1 дБ на 20 Гц и 1 кГц, но снизилась до 3 дБ на 20 кГц. Установка усиления на -6 дБ уменьшила перегрузку на 6,5 дБ, а установка усиления на +6 дБ увеличила маржу на 6 дБ. В режиме MC пределы перегрузки составили 20,8 дБ при 20 Гц и 1 кГц и 8,6 дБ при 20 кГц, все отн. 1 кГц при 500 мкВ. Эти пределы рассчитывались, когда процент THD+шум достигал 1%, и были эквивалентны выходному уровню PH-1000 в режиме Stage, достигающему чуть более 10 В RMS.

  Искажения были очень низкими. В режиме MM, установленном на 0 дБ усиления и с сигналом 1 кГц на 6 дБ выше номинального опорного уровня MM (рис. 4), гармоника самого высокого уровня была второй, с уровнем -76 дБ (0,015%). Хотя видны и другие гармоники, все они лежат на уровне или ниже -90 дБ (0,003%). В режиме MC искажения были еще ниже, вторая гармоника лежала на уровне -82 дБ (0,009%), и это при сигнале 1 кГц на 6 дБ выше номинального уровня MC 500 мкВ. Эти спектральные анализы были сделаны с PH-1000, работающим на нагрузку с высоким сопротивлением 100 кОм. Примечательно, что снижение импеданса нагрузки до 600 Ом не привело к увеличению уровня гармоник искажений.

Возникновение перегрузки на входе фонокорректора

Рис.4 Gold Note PH-1000, ММ, максимальное усиление, спектр синусоиды 1 кГц, DC-10 кГц, на 100 кОм для входа 10 мВ (левый канал синий, правый красный; линейная шкала частот).

  Интермодуляционные искажения при равном сочетании тонов 19 кГц и 20 кГц, с усилением, установленным на 0 дБ, и при пиковом входном уровне, эквивалентном на 6 дБ ниже, чем запас перегрузки в этой области, привели к тому, что отличия второго порядка на частоте 1 кГц составили -47 дБ (0,5%). Уменьшение входного уровня на 6 дБ снизило произведение на 1 кГц до -54 дБ (0,2%, рис.5).

интермодуляционный спектр фонокорректора

Рис.5 Gold Note PH-1000, MM, коэффициент усиления 0 дБ, режим Stage, спектр ВЧ интермодуляции, DC-30 кГц, 19+20 кГц на 100 кОм для пикового входного сигнала 25 мВ (левый канал синий, правый красный; линейная шкала частот).

  Переходим к балансному линейному входу, который не имеет настроек эквалайзера, усиления или входного импеданса: Коэффициент усиления в режиме Stage составил 0,76 дБ на балансных выходах и 0,43 дБ так же как на небалансных выходах. В режиме предусилителя с регулятором громкости, установленным на максимум, усиление увеличилось на 8 дБ. Линейный вход сохранял абсолютную полярность, а его входной импеданс составлял полезно высокие 52 кОм. Искажения линейного входа были очень низкими, причем вторая гармоника была самой высокой по уровню -96 дБ (0,0015%, рис. 6).

Измерения выхода фонокорректора

Рис.6 Gold Note PH-1000, линейный вход, режим Stage, спектр синусоиды 1 кГц, DC-10 кГц, при 1 В на 100 кОм (левый канал синий, правый красный; линейная шкала частот).

  Проверка Gold Note PH-1000 на испытательном стенде показала, что это хорошо спроектированный фонокорректор, особенно учитывая огромный диапазон регулировок, которые он предлагает. Уровень как искажений, так и шума очень низкий. Хотя запас перегрузки в верхней части аудиодиапазона относительно невелик, он может быть увеличен за счет повышения коэффициента усиления фонокаскада без существенного ущерба для шума. - Джон Аткинсон